Комедия Мольера «Смешные жеманницы». Анализ

 

 

 
Jean-Baptiste Molière
 

Jean-Baptiste Molière

 

О чем первая знаменитая комедия Мольера, сохранившаяся для потомков? Показанная в Париже в 1659 году, именно она принесла ему желанный успех и поддержку короля, если не считать, конечно, первого увиденного монархом фарса «Влюбленный доктор», рукопись которого исчезла.

Чем так полюбилась пьеса «Смешные жеманницы» Людовику XIV и за что ее так возненавидели соперники — традиционный королевский театр (Бургундский отель) и аристократические салоны Парижа?

Для этого есть и политические, и эмоциональные причины.

Как объясняет Мария Неклюдова, ход Мольера был политически точно рассчитан: молодому драматургу необходима была поддержка монарха.

А король не любил начитанных женщин, раз, и соперничал с аристократами, желая любой ценой умалить их значение, два. Поэтому в комедии высмеиваются как раз и те, и другие.

 

 
Оригинальное название
 

Оригинальное название

 

Смешные жеманницы — это девушки из буржуазного рода, желающие подражать дворянам в их изысканной речи, утонченных элементах одежды, поведения.

Имя главной жеманницы — Мадлон, дочери буржуа Горжибюса, является аллюзией на писательницу Мадлен Скюдери, автора знаменитого в то время романа «Клелия».

 
Madeleine de Scudéry (1607-1701)
 

Madeleine de Scudéry (1607—1701)

 

Именно роман мадам де Скюдери явился апофеозом той самой прециозной литературы, которая стала такой модной в парижских салонах и казалась столь смешной Мольеру.

Пьеса начинается заговором Лагранж и Дюкруази против двух жеманниц. Двое молодых буржуа отвергнуты этими девушками, поскольку молодые люди не знатны, отличаются честной прямотой в поведении и не слыхали о душещипательных романах Скюдери.

Они носят имена двух лучших актеров труппы Мольера, его верных и преданных товарищей.

Проблема в произведении выражена в одной фразе — в реплике оскорбленного жеманницей Лагранжа:

«Духом жеманства заражен не только Париж, но и провинция, и наши вертушки пропитаны им насквозь».
L’air précieux n’a pas seulement infecté Paris, il s’est aussi répandu dans les provinces, et nos donzelles ridicules en ont humé leur bonne part. 
 
Современное издание пьесы
 

Современное издание пьесы

 

Высмеивается не сама утонченность как понятие, а именно вывернутое наизнанку понятие об изысканности и утонченности. Ведь эти вещи должны быть глубоко внутренними.

Кстати, именно такими они понимались в первоисточнике всей этой истории — средневековом «Романе о Розе» Гийома де Лорриса, который в свою очередь во многом опирается на светскую куртуазную науку времен трубадуров.

В произведениях этих авторов (10-13 вв.) описывалась, в частности, наука любви как страстного, глубокого томления души, которая заставляет любящего претерпевать любые испытания и наконец добиваться прекрасной возлюбленной.

Со временем философия, первоначально выраженная в прекрасных лирических строках вышеупомянутых произведений, превратилась больше в моду. Подхваченная людьми, не имеющими никакого отношения к чувствам, но желающими выглядеть не хуже верхушки общества, эта философия утратила свой глубокий смысл и, попав в руки и сердца пошлых людей — опошлилась. И потому пародируется Мольером.

Так и «жеманницы» понимают куртуазию и благородство очень поверхностно, как нечто внешнее: например, они ожидают такого жениха, который будет их добиваться по четкой схеме, описанной в романах. И будет одет и причесан так же, как описано в книгах. Конечно, такие претензии выглядят очень глупо.

Жеманницы именно подражают, причем подражают исключительно внешним манерам и деталям, или пытаются подражать, сами оставаясь грубыми и неучтивыми по натуре. Это видно в их обращении и с отцом, и с женихами, и с прислугой.

 
Труппа одного французского театра после пьесы. Жеманницы в ярко-рыжих париках. Слева два фальшивых аристократа в черных париках.
 

Труппа одного французского театра после пьесы. Жеманницы в ярко-рыжих париках. Слева два фальшивых аристократа в черных париках.

 

К жеманницам подсылают манерного ухажера Маскариля (говорящая фамилия — от слова masque — маска). Тот имеет у девиц абсолютный успех (а на деле является лакеем Лагранжа).

Так вот, этот персонаж очень напоминает Хлестакова из «Ревизора».

Легковесный болтун Маскариль одинаково щедро дарит свои «изысканные» комплименты обеим барышням — Като и Мадлон, так же как Хлестаков в «Ревизоре» ухаживает одновременно и за матерью, и за дочкой.

Порой целые реплики Маскариля как будто принадлежат знаменитому никчемному хвастуну Гоголя.

Например, Маскариль обещает барышням познакомить их с лучшими умами Парижа:

Тут я могу быть вам полезен больше, чем кто-либо: все эти люди меня посещают. Да что там говорить: я еще в кровати, а у меня уже собралось человек пять острословов.

C’est moi qui ferai votre affaire mieux que personne ; ils me rendent tous visite, et je puis dire que je ne me lève jamais, sans une demi-douzaine de beaux esprits.

 

И в сюжете обеих пьес — общая основа: принимают за важную особу фальшивое лицо, а в самом финале происходит шок разоблачения и разочарования.

 

Возможно, Гоголь и вдохновлялся комедией французского драматурга 17 века — я эти вопросом не занималась, но было бы интересно узнать. Однако думаю, что Гоголь хорошо знал «Жеманниц», — например, он был первым, кто перевел (в 1839 г) на русский следующую пьесу Мольера -"Сганарель, или мнимый рогоносец" (1660).

Комедия «Смешные жеманницы» легко читается и служит началом настоящего творчества Мольера, который до этого занимался лишь развлечением толпы.

Теперь же, получив финансовую поддержку Людовика, драматург смог наконец посвятить себя главному призванию жизни — творить настоящую литературу. А именно, трогать за живое, за самую душу, заставлять людей думать, тревожиться, смущаться и — самая желанная и заветная цель автора! — критиковать самих себя.

Молодой драматург чувствовал, что он родился на этот свет ради этой цели. Он всегда это знал. И потому не боялся теперь нажить себе врагов, разоблачая человеческие пороки.

Обновлено: 19.02.2021 — 10:29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением