Мишель де Монтень -французский философ и гуманист

Мини-эссе на русском и на французском

Памятник Монтеню в Латинском квартале в Париже

 

Почему эта личность так привлекательна для нас, современников? Почему я считаю его невероятным человеком, хотя сам он без притворства называл себя чуть ли не посредственностью во всех отношениях? 

Он жил в 1533- 1592 годах, то был закат Ренессанса в Европе и пора кровавой резни между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь происходит в 1572 году, когда Монтень едва начал писать свою в будущем знаменитую книгу. Фанатизм и нетерпимость начало рождать в передовых умах эпохи представление о том, что человек не столь велик, умен и славен, как об этом писали в эпоху расцвета ренессансного гуманизма.

Для нас ценны его идеи и откровения, но давайте начнем с рассказа о его жизни. Он родился в замке Монтень, купленном его прадедом, богатым торговцем, и использованном его отцом для приобретения аристократического звания. 

La chambre à dîner dans le château de Montaigne

 

Родители окружили его изысканным и редким для того времени воспитанием и образованием: например, малыш просыпался исключительно под звуки музыки, и с ним говорили лишь на латинском, считавшимся более благородным, чем вульгарный французский... При этом мудрый отец не баловал свое дитя: напротив, отдал его на какое-то время в деревню крестьянам (которых предварительно обучил латыни для общения с его ребенком), дабы маленький Мишель познал, что такое простая непритязательная жизнь.

Chateau de Montaigne

 

Замок Монтень находился (и по сей день сохранился) в департаменте Дордонь (по имени местной речки) в регионе Аквитания, той самой области на юго-западе современной Франции, которая издавна  славилась свои богатством и изобилием во всех смыслах этого слова. На этой родине трубадуров, первых певцов-бардов, все насыщено культурными контактами с античностью, с востоком, с другими странами.

Философия Возрождения ярко отразилась в творчестве писателя: ведь наш писатель ставит именно человека, а не Бога (как было в средневековье) в центр своего исследования. 

И если более точно, то он изучает самого себя. Он углубляется в изучение своей природы досконально, скрупулезно и вдохновенно. В этом, конечно, он следует мысли Сократа, которого обожает, как и вообще всю античность (это еще одно свойство писателей Возрождения — широко использовать античные источники). Монтень цитирует великого грека: «Познай самого себя». Для нашего француза тоже не существует более интересного, загадочного и глубокого объекта изучения, чем человек. Самый обычный, любой человек. Каждый из нас без исключения — это великая и интереснейшая тайна. Вот одна из истин, к которым приходит наш писатель. И это, собственно, любимая идея, наверное, любого гуманиста любого времени.

Что следует из этой идеи? Все, что свойственно человеку — нормально. Нам нечего стыдиться и не за что особо упрекать свою плотскую, чувственную природу, как это делалось в средневековье. И несмотря на наши пороки, слабости и недостатки, мы все же заслуживаем наибольшего внимания и представляем собой определенную ценность — и более того, чудо творения.

Старинное издание «Опытов» Монтеня

 

Особое место занимает в творчестве Монтеня критика любого фанатизма, любой «упертости», как сегодня говорят, в своем мнении.

Интересно отметить, что когда писалась книга «Опыты», повсюду проливались реки крови; соседние замки и имения, угодья разорялись врагами по вере, что врывались и безнаказанно уничтожали все на своем пути. Соседи Монтеня и большинство владельцев замков занимались укреплениями охраны и защитных сооружений, но это им не помогало. Яростных врагов это лишь подзадоривало. Монтень же, поняв сие, как пишет он в своей книге, не делал абсолютно ничего, чтобы хоть как-то защититься от вражеского вторжения, которое могло произойти ежечасно. И ни разу за все время никто не вторгся ни в его замок, ни даже в его огороды или поля. 

Не потому ли еще это произошло, что «карма» нашего философа была абсолютно чиста в отношении религиозных «врагов»-гугенотов? Ведь он, в отличие от большинства современников, и не считал их своими врагами. Опережая свое время, он защищает свободу мысли и верования. Монтень всегда высказывался против смертной казни кого бы то ни было, работая всю жизнь вплоть до смерти отца в суде Бордо, а позже занимая пост мэра Бордо два раза подряд.

 

Своим современникам, которые уверены, что обладают единственно возможной религиозной истиной, философ противопоставляет эту древнюю мысль Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» . И фраза Монтеня, которая вторит Сократу, стала крылатой во Франции: "Что именно я знаю? (Знаю ли я точно?) " Именно так называется известнейшая коллекция философских и научно-популярных книг в современной Франции.

Кровавой бойне убежденных в своей правоте людей писатель противопоставил постоянный скептицизм своих рассуждений, слегка иронический или юмористический тон, и конечно, обилие рассказов и цитат о мудрых и свободных философах античности, которых писатель считает гораздо выше самого себя и всех своих современников. Ведь он мыслили, то есть сомневались, искали истину, и искали ее в легком, непринужденном и мирном споре, а не твердили с упорством осла, да еще  и с яростью, какие-то определенные заученные догмы.

Для Монтеня добродетель не требует жертв, страданий, смерти, по крайней мере она точно не требует убийства своих ближних... Добродетель, пишет он, это вещь легкая и приятная. Это единственно верное и единственно настоящее удовольствие.

Хорошо, мы поняли, что он философ, склоняющийся скорее к античным, чем к средневековым идеалам.

Каков же был он как человек, в повседневной жизни? Необыкновенной трезвости ума, которая проявлялась в способности к адекватной самооценке. Очень редкое качество! Большинство из нас в глубине души обожают комплименты и болезненно реагируют на критику. Монтень же утверждает:

«Кто не знает самого себя, тот любит незаслуженную похвалу, но я я знаю лучше, чем кто-либо другой, и мои качества, и мои недостатки».

 

Он был также очень честен. Вот почему будущий писатель ненавидел свою юридическую должность в парламенте Бордо. Но он нес этот свой крест с достоинством, так как обожал своего отца, который всегда хотел, чтобы у сына была хорошая карьера. Однако Мишель знает, что не создан для того, чтобы жить в высоком обществе, сотканном из условностей и изысканных манер: 

«Я ненавижу говорить то, чего не чувствую на самом деле».

« Я враждебен всему, что хоть сколько-нибудь напоминает лесть. Вот почему я кажусь высокомерным и сухим» (имеется в виду, именно в высшем обществе, с высокопоставленными особами).

Он  с горечью констатирует: «Мы все сотканы из условностей». А его душа стремится к их отсутствию. И поэтому он с упоением зачитывается античными авторами. Как Аристипп, Сократ, Пиррон, Диоген, его любимые авторы, он признается, что «склонен держать себя немного более свободно, чем обычно, именно тогда, когда это меньше всего принято в обществе»(например, при общении с королем, придворными и другими власть имущими).

«Имея по отношению к высоким особам такую же фамильярность в речи и поведении, как у себя дома, я чувствую, насколько это граничит с невежливостью и нарушением норм».

Это значит, что он не хочет заниматься лестью и расточать искусственные комплименты, принятые в обществе того времени по отношению к статусным лицам. Несмотря на приглашение короля Генриха IV  ко двору, он отказался, не имея ни малейшего желания быть придворным философом.

Монтеня не прельщает двор и карьера: он очень симпатизирует самому Генриху Наваррскому, но все же придворная среда не для него. Он совершенно убежден, что никто не имеет повода гордиться своим положением и возноситься над другими; нужно быть скромным и простым независимо от своего положения  в обществе. Неоднократно в «Опытах» он говорит о том, что простые неграмотные труженики, возможно, намного мудрее дворян. Воспитание отца, отдавшего его когда-то пожить у крестьян, дало свои плоды!

Кстати, Монтень пойдет еще дальше и будет утверждать, что животные на деле во многом превосходят людей своим разумом. А это уже предвосхищение идей Просвещения, которое наступит во Франции лишь двумя столетиями позже. Когда читаешь длинную главу Монтеня о животных, то сразу вспоминается «Путешествие Гулливера» англичанина Джонатана Свифта (18 век), в котором лошадь тоже оказывается гораздо более мудрым и благородным существом, чем человек.

Аристократы, по Монтеню, являются благородными людьми лишь при условии, что не превозносятся, а стараются быть смиренными:

«Лишь смирение и послушание могут сформировать достойного человека». Конечно, имеется  виду не рабское послушание зависимого существа (Монтень против любого насилия над волей, о чем говорит и в интереснейшей главе о воспитании детей), а добровольное послушание  определенному разумному началу, послушание как осознанный принцип и как самостоятельное внутреннее решение.

Вот почему для Монтеня по сути нет принципиальной разницы между королем и рабом, есть только человек, который должен всегда оставаться скромным и одновременно достойным. И поэтому нужно разговаривать одинаково и с королем, и с рабом.

Итак, льстить и угождать придворным особам — это не для него. Он стремится к свободному диалогу, между людьми, которые имеют право противоречить друг другу, только находя в оспаривании ни в коем случае не причину для ссоры, а лишь повод для взаимного интеллектуального обогащения. Это — настоящий диалог по античному образцу, который так ему дорог и который с тех давних пор так редко можно повстречать среди людей. Эти принципы Монтеня идут опять от греческих философов:

«Никакое чужое мнение не доставляет мне неприятности». Он предпочитает не того, кто  с ним всегда согласен, а того, кто ему противоречит, ведь от такого собеседника узнаешь что-то новое!

Это наивысший уровень личной способности к терпимости, разве не так?

Мы рождены, чтобы искать истину, но мы не способны обладать ею. На последнее способны только существа, которые выше человека по рангу, —   считает философ.

А вы с ним согласны?

 

Michel de Montaigne,

auteur des Essais

Pourquoi j'aime cette personne? Pourquoi je crois qu'il est extraordinaire alors qu'il s'estimait quelqu'un de moyen? Parce que j'aime ses idées et ses pensées, mais commençons par le petit récit de sa vie.

Cet écrivain a vécu en 1533—1592, l'époque de la fin de la Renaissance en Europe. C'était aussi le temps de guerres entre catholiques et huguenotes (la nuit de Bartholomée a lieu en 1572). Le temps du fanatisme et de l'intolérance a fait naître dans les meilleurs esprits l'idée de ce que l'esprit humain n'est pas si bon et grand que les premiers humanistes l'avaient cru. Montaigne choisit de se retirer dans la tour de son château et de commencer à écrire son oeuvre, les Essais (1570- 1582).

Le département aquitain dans lequel il est né c'est Dordogne (du nom du fleuve, la Dordogne).

Il  a grandi dans le château Montaigne acheté par son grand-père, en région Aquitaine connue par sa richesse tant matérielle que culturelle. Cette région c'était au Moyen Age le pays des troubadours, ces chanteurs du 11-12 siècle, et ici il y a depuis toujours de vives relations avec des cultures espagnole, arabe, italienne. 

 

La philosophie de la renaissance (l'Humanisme) s'est reflétée dans l'oeuvre de Montaigne en ce sens qu'il place l'homme (et non pas Dieu) au centre de son étude. Et plus précisément, il s'étudie soi-même. Il démontre qu'il n'existe pas d'objets plus intéressant et profond que l'homme. C'est une idée préférée de tous les humanistes. Tout ce qui est humain est normal. Il ne faut ni craindre ni critiquer la nature charnelle de l'être humain. Oui, l'homme n'est pas un être céleste, il a ses défauts et ses faiblesses, il n'empêche qu'il mérite une grande attention et qu'il cache en soi de grands énigmes et mystères.

Un sens particuliers à l'oeuvre de Montaigne est apporté par la critique du fanatisme. L'intolérance religieuse sème partout les flots du sang, les châteaux voisins de Montaigne sont quotidiennement en dangers alors qu'ils se protègent contre les ennemis... Or Montaigne ne fait rien pour la fortification de son château ni de son domaine...  et jamais rien ne lui est arrivé pendant cette longue période de guerre civile, ce qui est quand même étonnant. C'est peut-être parce qu'il a toujours défendu ses ennemis (les huguenotes) en se prononçant contre la peine de mort? (Rappelons que Montaigne a travaillé toute sa vie à la cour de Bordeaux et même pendant sa retraite a été choisi deux fois de suite comme le maire de Bordeaux)

A ces contemporains qui sont fanatiquement persuadés qu'il détiennent l'unique vérité de la foi, Montaigne oppose cette ancienne pensée de Socrate: «Que sais-je?» A la guerre sanglante il oppose le ton légèrement humoristique de ses essais sur le bonheur, sur les temps anciens avec leurs philosophes libres de toutes dogmes...

Pour Montaigne, la vertu c'est une chose gaie et agréable. Elle n'exige pas la mort, en tout cas, certainement pas le meurtre de ses prochains.

Cette personne a été aussi extrêmement honnête. C'est pourquoi le travail à la cour de parlement à Bordeaux a été pour lui une souffrance à peine supportable. Il a porté ce fardeau avec dignité, car il aimait très tendrement son père, lequel avait toujours voulu que son fils fasse une carrière juridique. 

Mais il n'est pas fait pour vivre dans cette haute société ou près du roi, il le sait très bien:

«Je déteste d’être obligé de dire ce que je ne ressens pas», il continue: « Je hais tout ce qui se rapproche un peu de la flatterie. C’est pourquoi je semble hautain et sec»

 

Ce sont des confidences qui me touchent tout particulièrement. Cette personne a été contre toutes conventions et a constaté avec amertume que «nous ne sommes faits que de conventions».

Ce grand besoin d'absence de conventions, c'est ce qui rapproche Montaigne des philosophes antiques qu'il adore, qu'il lit et relit, en les citant en grande abondance dans ses Essais. Comme Aristippe, Socrate et Pyrrhon, ses professeurs préférés parmi les anciens, il a «tendance à être un peu plus libre là où il faudrait l’être moins»:

«Ayant envers les grands le même laisser-aller dans le langage et le comportement que chez moi, je sens combien cela peut conduire à l’excès et à l’incivilité».

Montaigne a été d'une lucidité extraordinaire. La majorité de gens parmi nous adorent qu'on les flattent, et détestent quand on les critique. or Montaigne n'était pas de ce camps:

«Qui ne se connaît pas, dit-il, celui aime la louange imméritée, or moi je connais mieux qu’aucun autre mes qualités et défauts».

Il ne veut pas flatter les grands, il a renoncé à vivre près de Henry IV malgré l'invitation royale, car ce philosophe ne pourrait pas être heureux et libre à la cour. Or, être simplement heureux et libre c'est sa seule occupation.

Le philosophe n'aspire pas à la haute société. Il est persuadé qu'aucun homme n'a de quoi s'enorgueillir. On est tous pareils, il faut être humble et simple indépendamment de ta condition sociale.

«Seules, l’humilité et l’obéissance (il sous-entend l'obéissance volontaire et raisonnable bien sûr) peuvent former un homme de bien».

«La plus vraisemblante et utile est la doctrine de Pyrrhon qui montre l’homme nu et démuni», estime cet écrivain.

Voilà pourquoi il n'existe pour Montaigne ni roi ni esclave, il existe l'homme qui doit toujours rester humble et digne à la fois. Et  c'est pourquoi il faut parler d'une même et égale façon avec le roi et avec le serviteur.

Oui, les rois ne l'intéressent pas, on l'a bien compris! Montaigne est cet homme qui a envie d'un dialogue libre, entre les personnes qui ont le droit de se contredire. Bref, un vrai dialogue antique, c'est l'idéal de Montaigne! Avec ces principes venant de meilleurs philosophes grecs:

«Aucune opinion étrangère à moi ne m’offense» — alors, celui qui contredit à Montaigne, il le préfère car il lui «apprend de nouvelles choses»!

C'est le plus haut niveau de la tolérance personnelle qu'on puisse imaginer, n'est-ce pas?

Nous sommes nés pour chercher la vérité, mais nous ne pouvons pas la posséder. Ce n’est donné qu’à un esprit plus élevé que l’esprit humain, — voilà à peu près ce que veut dire cet écrivain.

Etes-vous d'accord avec lui? Exprimez votre opinion!

Je vous présente aussi mon petit cours -vidéo sur Montaigne

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением