«Школа мужей» Мольера. О важности куртуазных манер и уважения к свободе личности

Чтобы не повторять обычных фраз о том, что главная идея произведения — обличение тирании, скажу, что отметила особенного для себя . Для меня эта пьеса — о важности куртуазных манер, либерального духа и уважения к женщине.

Комедия «Школа мужей» создана Мольером в 1661 году и поставлена в театре Пале-Рояль того же года.
В ней опять фигурирует имя Сганареля, как и в  «Мнимом рогоносце» (1660), но в этот раз оно дано совсем другому персонажу.

Главный герой уже не комичен, а страшен — впервые у Мольера появляется та глубина и серьезность темы, которая предвосхищает его будущие пьесы.

Ведь именно ужас перед Сганарелем толкает его воспитанницу Изабеллу сделать все что угодно, лишь бы избежать брачного союза с опекуном, похожим на тюремщика.

Слова Изабеллы, воспитанницы Сганареля

Слова Изабеллы, воспитанницы Сганареля


 

Движимая настоящим страхом, она достигает своей цели, но автор намекает на то, что не будь счастливых случайностей, все могло закончиться суровой пожизненной тюрьмой тиранического брака.

Так Мольер приближается к своей заветной мечте — говорить о серьезных вещах, пользуясь жанром комедии. В этом он нарушает правила классицизма.

 

Идея и образы

Продолжается характерная для Мольера схема своеобразного балета из парных образов: двое мужчин – две девушки. Они всячески перекрещиваются в ходе действия, как в танце.

Такая же схема была в «Смешных жеманницах» и в «Мнимом рогоносце».
Сганарель на 20 лет младше, чем его брат Арист, но на удивление старомоден в своих принципах. Будучи не по возрасту брюзглив, он чуждается общества, моды, всего нового в жизни, одевается принципиально по-старому и мечтает жить в уединенной деревне.

Его старший брат, Арист, наоборот, молод духом. Он не считает нужным отпугивать людей своей старостью, поэтому следит за собой, красиво одевается, носит модный парик на своих седых волосах. Словом, это человек, который имеет естественное желание нравиться людям, и умеет делать это. Он предпочитает радоваться всему новому и прекрасному в жизни, не смотря на свой возраст.

Чем же страшен Сганарель? Он воплощает в себе грубое отрицание старинного принципа завоевания свободной, уважаемой женщины своей любовью и преклонением — то есть Сганарель противоречит всему тому, что называется во французской культуре куртуазностью.

 

Историческая основа куртуазности

 

Можно сказать, что пьеса Мольера – о том, как не надо вести себя, если хочешь, чтобы твоя избранница была тебе верна и любила тебя. Сганарель показывает, как не быть куртуазным.

Центральный герой (антигерой!) Сганарель противопоставляет себя «ландышам» — так на языке того времени называются молодые люди, красиво одевающиеся и желающие нравиться дамам, словом, тип галантного ухажера, щеголя.

«Ландыши» на самом деле следовали старинной французской традиции галантного любовника, следящего за модой и внешностью, и она не появилась сама собой, а описана на полном серьезе и во всех практических деталях в средневековом «Романе о Розе» (около 1230 г.) Гийомом де Лоррисом. Там де Лоррис учит молодых людей быть достойными того, чтобы добиваться благосклонности прекрасной возлюбленной.

 

«Роман о Розе» развивал важные для французской культуры идеи куртуазии – умения доставлять радость людям своим обществом, а в особенности дамам, которые воспринимались как объект поклонения. И сам роман, если идти еще глубже, не возник на пустом месте, а развивал основополагающие для средневекового дворянства идеи любовного кодекса, которые опирались на поэзию трубадуров и рыцарские романы.

 

Надо сказать, что брат Сганареля Арист ( с греч. — лучший) как раз полностью соответствует этим куртуазным требованиям. Он понимает важность быть приятным для других людей, и для дам в том числе, как по части манер, ухаживания за дамой, так и по части собственной ухоженной наружности. Опекун одаривает свою воспитанницу полной свободой выбора и действий, и при этом не скупится на ее щедрое содержание, полное удовольствий и развлечений:

Слова Ариста, опекуна Леоноры

Слова Ариста, опекуна Леоноры


Арист – воплощение новаторской выдумки Мольера в этой пьесе – иметь героя-резонера, того, кто противопоставлен отрицательному герою и высказывает в произведении здравые суждения. Позиция не во всем претендует на абсолютную истину, но она овеяна тем простым человеческим здравомыслием, которое успешно оттеняет дикий нрав и ретроградные взгляды Сганареля.

Отношение к женщине тесно связано с, казалось бы, незначительной деталью, обсуждением которой начинается пьеса, а именно старомодная одежда Сганареля – но именно в ней герой раскрывается заранее.

Ведь если галантный ухажер следует традиции, идущей от средневекового культа Прекрасной дамы, то мужчина-тиран, напротив, не имеет цели стараться нравиться, поскольку его единственная цель — это власть в семье и полное порабощение женщины.

А зачем изощряться, чтобы нравиться рабыне? Она ведь и так полностью твоя, как только станет твоей женой. Как говорит Сганарель, пусть развлекается тем, что чинит его белье или вяжет чулок. Нельзя ей угождать и баловать ее, ведь опасно давать слишком много свободы рабам.

Результаты их противоположных стратегий мы видим в конце произведения – Сганарель оставлен своей избранницей Изабеллой, а Арист, несмотря на то, что на целых 20 лет старше, пробудил искреннюю любовь в молодой девушке Леоноре.

 
Обновлено: 04.03.2021 — 12:08

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я согласен с политикой конфиденциальности и и с пользовательским соглашением